УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
Государственная программа «Доступная среда» реализуется в Российской Федерации с 2011 года. Эта программа призвана облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и дать им возможность максимально интегрироваться в общество. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Федеральные документы
- Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования"
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС, дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития
- показатели здоровья дошкольников
- психолого-физиологические особенности
- уровень общего развития
- коммуникативные особенности и речевое развитие
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития – Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природосообразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности – Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия – Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества – Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип здоровьесбережения - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Организация условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.
Создание условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это:
1. разработка вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения;
2.разработка адаптированной образовательной программы;
3.создание инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.
В МДОУ образовательная деятельность с детьми с ОВЗ обеспечивается в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным образовательным маршрутом, которые разрабатываются педагогами ДОУ на основании заключения и рекомендаций ПМПК. Приоритетным направлением в работе с данной категорией детей является интеграция их в общество здоровых сверстников путём организации совместных мероприятий, способствующие формированию толерантного отношения друг другу, приобретению социальных навыков общения, возможности освоения Программы.
В ДОУ реализуются адаптированные образовательные программы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная образовательная программа для воспитанников с ТНР составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, основной примерной адаптированной образовательной Программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» авт. Н.В. Нищева.
Кроме того осуществляется индивидуальный подход к детям (в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья), которые нуждаются в диетическом питании, с пищевой аллергией – для них готовятся блюда заменители.
С целью развития психических процессов, речи детей, коррекции звукопроизношения для проведения индивидуальных и подгрупповых занятии с детьми, консультативной помощи семьям воспитанников и педагогам ДОУ оборудованы кабинеты логопеда и психолога.
Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими ДОУ
Правила этикета при общении с инвалидами
В ДОУ имеется "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", согласованный с председателем ВОИ Фрунзенского района г. Ярославля. Заключение о состоянии доступности на объекте предоставляемых услуг ВНД – временно недоступен.